Warning: This object warps space and time in its vicinity.
Есть мнение, что свобода - это возможность индивида действовать наиболее приятным/эффективным/выгодным для него способом. Если так, то наличие выбора из большого числа возможностей и само число возможностей относятся к свободе довольно опосредованно.
Почему мы связываем свободу с количеством вариантов - причина, насколько понимаю, в том, что при большом числе вариантов у человека, скорее всего, будет возможность выбрать лучший вариант, чем в случае, когда вариантов меньше.
Я понимаю, что эта точка зрения не совсем общепринята, но потому её и обсуждаю.
Не, для меня это очевидно. Тэгнула бы "боги азбучных истин"
Скорее, люди ценят саму возможность выбора
Вот представь: приходит бабулька в магазин за хлебом. И там продаётся сотня вещей, которые эта бабулька никогда даже не подумает купить, и один вариант хлеба. Я утверждаю, что бабульке, по сути, абсолютно всё равно, лежат там эти товары, или просто красивые картинки, если она всё равно не собирается их покупать. То есть, свобода для данного человека увеличивается с добавлением нового варианта только в том случае, если этот вариант для данного человека при некоторых условиях лучше или равен предыдущим. Если же он всегда хуже хотя бы одного предыдущего, то человек его и не выберет.
Утопический случай: некоторым надёжным методом определяется продукт, который человек хочет. После чего ему дают каталог, включающий эту вещь и ещё несколько несуществующих, и он тычет в эту самую вещь пальцем. Ему её привозят. Что, свобода человека определяется количеством картинок каталога?
При выборе хлеба у бабульки нет альтернативы, если вещей в каталоге нет - в природе или просто кончились в продаже - тогда выбор делается из оставшихся
В чем вопрос? Или мы друг друга не понимаем?
Правильно! И у остальных людей нет альтернативы: они детерминированы своими предпочтениями, вкусами, короче, функцией полезности. То есть, если собрать достаточно данных, можно предсказать точный выбор данного человека. Тогда получится, что нет альтернативы, в общем-то, ни у кого. Как определять? А то получится, что свобода человека зависит от того, насколько много мы о нём знаем. Чем больше знаем, тем меньше свобода. Нонсенс же. Квантовая механика какая-то.
И опять разные вещи смешаваются в одно.
Человек ограничен
1. Предпочтениями. Но они же и задают поле выбора. Не будь их, выбора бы не было.
2. Имеющимися альтернативами. Их количество - что в товарном, что в мировоззренческом смысле - сейчас искусственно ограничивается. При ограничении выбор переходит в другую плоскость - схавать имеющееся или же создать свое.
Что еще неясного?
Проблема - оценка изменения уровня свободы при изменении количественного и качественного состава вариантов выбора.
Предположение № раз: уничтожение совершенно неприемлимых для человека альтернатив не уменьшает уровень его свободы. Довольно очевидно, по-моему. Пример: бабушка в магазине с хлебом и товарами престижа.
Следствие № раз: при достаточно точном знании текущих предпочтений и целей человека можно уменьшать число альтернатив до одной (или примерно равного числа), не уменьшая его свободу. Отсекая те, которые он не выберет.
Следствие № два: если остальные альтернативы не влияют на свободу, то свобода является функцией от максимально предпочтительной альтернативы.
Предположение № два: раз человек при максимально возможном выборе предпочитает тот предмет, который для него более выгоден, то уровень свободы тем выше, чем меньше разница между идеальным вариантом и наилучшим из присутствующих. Тоже довольно очевидное.
Следствие № три: при увеличении числа альтернатив статистически вероятно увеличение свободы, причем с ростом числа альтернатив рост уровня свободы замедляется.
Ситуация "сейчас" в контексте вопроса вообще не рассматривается.
Неясность: глюков в рассуждении нет?