Warning: This object warps space and time in its vicinity.
Моё отношение к традициям и традиционности, как правило, ближе к негативному. Поэтому интересно вообще узнать, какие функции они выполняют. Я выделил всего несколько таких функций, так что если есть какие-то идеи - дополняйте.
Традиции-"оптимумы"
Народ, живущий где-то, нашёл несколько хороших способов решать свои проблемы - с климатом, с едой, с болезнями. И эти способы, в том или ином виде, передаются из поколения в поколение, как традиционные постройки, одежда, еда, методы охоты и сельского хозяйства, медицина, и так далее. Из всех традиций эти, как мне кажется, наиболее подвержены изменениям, связанным с прогрессом, хотя они же и становятся одной из важных причин его торможения. При очень низком темпе прогресса могут быть крайне полезны.
Традиции-"протоколы"
Люди общаются друг с другом, сотнями различных способов. Для понимания необходимо, чтобы одни и те же слова, интонации, жесты, поступки истолковывались именно таким образом, как предполагалось. Это проявляется не только в речи, но и в проведении праздников, в расположении гостей или членов семьи за столом, и в ряде других традиций. Сам язык, по сути, традиция-"протокол". Пересекается со следующими двумя типами традиций.
Традиции-"идентификаторы"
Традиции, соблюдение которых позволяет человеку считаться частью некоторой группы. Для людей характерно зачастую неоправданно хорошее отношение к членам своей группы, и склонность к стереотипам (чаще негативным) в отношении других групп, поэтому соблюдение традиций-идентификаторов с одной стороны позволяет человеку получить хорошее отношение со стороны членов этой группы, а со стороны группы - избежать попадания случайных людей. Важная роль, но положительная или отрицательная - сложно сказать. С одной стороны, упрощают создание дружеских связей, усиливают общину, с другой - способствуют ксенофобии и, обычно, бессмысленны и затратны (иначе не выполняют свою роль идентификаторов).
Традиции иерархии
Простая в своей основе штука, существует чтобы выказать уважение более высокопоставленным (в том или ином смысле) людям, и, таким образом, поддерживать существующую иерархическую систему.
Другие типы традиций
Суеверия, случайно закрепленные традиции, традиции, роль которых не выяснена. Если кто подскажет еще роли - спасибо.
UPD(22.10.2012):
Пишет [J][Фогель] [DELETED user][/J]:
Традиции-"оптимумы"
Народ, живущий где-то, нашёл несколько хороших способов решать свои проблемы - с климатом, с едой, с болезнями. И эти способы, в том или ином виде, передаются из поколения в поколение, как традиционные постройки, одежда, еда, методы охоты и сельского хозяйства, медицина, и так далее. Из всех традиций эти, как мне кажется, наиболее подвержены изменениям, связанным с прогрессом, хотя они же и становятся одной из важных причин его торможения. При очень низком темпе прогресса могут быть крайне полезны.
Традиции-"протоколы"
Люди общаются друг с другом, сотнями различных способов. Для понимания необходимо, чтобы одни и те же слова, интонации, жесты, поступки истолковывались именно таким образом, как предполагалось. Это проявляется не только в речи, но и в проведении праздников, в расположении гостей или членов семьи за столом, и в ряде других традиций. Сам язык, по сути, традиция-"протокол". Пересекается со следующими двумя типами традиций.
Традиции-"идентификаторы"
Традиции, соблюдение которых позволяет человеку считаться частью некоторой группы. Для людей характерно зачастую неоправданно хорошее отношение к членам своей группы, и склонность к стереотипам (чаще негативным) в отношении других групп, поэтому соблюдение традиций-идентификаторов с одной стороны позволяет человеку получить хорошее отношение со стороны членов этой группы, а со стороны группы - избежать попадания случайных людей. Важная роль, но положительная или отрицательная - сложно сказать. С одной стороны, упрощают создание дружеских связей, усиливают общину, с другой - способствуют ксенофобии и, обычно, бессмысленны и затратны (иначе не выполняют свою роль идентификаторов).
Традиции иерархии
Простая в своей основе штука, существует чтобы выказать уважение более высокопоставленным (в том или ином смысле) людям, и, таким образом, поддерживать существующую иерархическую систему.
Другие типы традиций
Суеверия, случайно закрепленные традиции, традиции, роль которых не выяснена. Если кто подскажет еще роли - спасибо.
UPD(22.10.2012):
Пишет [J][Фогель] [DELETED user][/J]:
12.10.2009 в 11:15
Сейчас я тоже скажу.
Традиция - (лат. traditio - передача) - разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Традиция, как и обычай в целом, это вид бытового ритуала. Происходит исторически и культурно от симпатической формы взаимодействия с миром, и, что особенно важно, имитативной магии. Шаман бьет в бубен, имитируя звук дождя - идет дождь, далее см. двенадцатитомник Фрэзера "Золотая ветвь", раздел о введении в симпатическую магию.
Любая традиция изначально и в первое время своего существования была полезна, так как осуществляла traditio - передачу - волевого желания человека по отношению к окружающему миру. Такая, проще говоря, культурная прослойка в системе "Вот я, а вот мир вокруг меня - на каком языке мы будем разговаривать?".
Традиция абсолютно бесполезна вне культурного контекста, в котором она родилась и существовала ранее. Например, традиция бытия в определенном возрасте оруженосцем у рыцаря абсолютно бесполезна и бессмысленна в отсутствии вассальных связей и рыцарства как таковых.
Каждому времени и каждому строю - свои традиции, свой способ взаимодействия с миром. Естественно, что в живом обществе традиции имеют свойство меняться - иногда эволюционно, иногда революционно, но тем не менее. И вполне естественно, разумеется, что многие традиции уходят в прошлое - как бесполезная мишура - после того, как исчез культурный контекст, в котором они существовали.
Я подчеркиваю - сначала исчезает соответствующий пласт культурного контекста. Только потом исчезает связанный с ним традиционный пласт. Никак не наоборот. К примеру, никакое стремление приучить народности Гаити, Сантерии, Бразилии (то есть, потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Америку) к христианским традициям не смогло помешать развитию их собственных традиций в новых обстоятельствах и возникновению вуду.
Что касается примеров брачных традиций, приведенных в исходном посте - я могу откомментировать следующим образом.
Традиция гораздо менее эффективна, когда кто-то соблюдает ее в одиночку. Традиция - явление социокультурное. Поэтому сложно ожидать нормального применения традиции, когда, к примеру, невеста не разделяет культурного контекста жениха и не понимает, почему в процессе церемонии она должна встать перед ним на колени. Скорее всего, она полагает, что таким образом он самоутверждается за ее счет и стремится подчинить ее себе. Но (я не в курсе сюжета, делаю гипотезу), возможно, она должна встать на колени для того, чтобы он мог короновать ее праздничным венком и посадить рядом с собой. Жена, которая видит странность в том, чтобы вымыть ноги своему мужу, тоже недостаточно пустила в себя его (а теперь их общий) культурный контекст и не может расширить свое сознание до степени возникновения мысли "я мою ему ноги, это знак моего уважения и его признания того, что он, как ребенок, тоже иногда находится на моем полном попечении".
Если суммировать, сначала делится культурный контекст, и только затем может быть разделена традиция. Тогда она становится полезным, приятным и имеющим смысл действием.
URL комментарияТрадиция - (лат. traditio - передача) - разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Традиция, как и обычай в целом, это вид бытового ритуала. Происходит исторически и культурно от симпатической формы взаимодействия с миром, и, что особенно важно, имитативной магии. Шаман бьет в бубен, имитируя звук дождя - идет дождь, далее см. двенадцатитомник Фрэзера "Золотая ветвь", раздел о введении в симпатическую магию.
Любая традиция изначально и в первое время своего существования была полезна, так как осуществляла traditio - передачу - волевого желания человека по отношению к окружающему миру. Такая, проще говоря, культурная прослойка в системе "Вот я, а вот мир вокруг меня - на каком языке мы будем разговаривать?".
Традиция абсолютно бесполезна вне культурного контекста, в котором она родилась и существовала ранее. Например, традиция бытия в определенном возрасте оруженосцем у рыцаря абсолютно бесполезна и бессмысленна в отсутствии вассальных связей и рыцарства как таковых.
Каждому времени и каждому строю - свои традиции, свой способ взаимодействия с миром. Естественно, что в живом обществе традиции имеют свойство меняться - иногда эволюционно, иногда революционно, но тем не менее. И вполне естественно, разумеется, что многие традиции уходят в прошлое - как бесполезная мишура - после того, как исчез культурный контекст, в котором они существовали.
Я подчеркиваю - сначала исчезает соответствующий пласт культурного контекста. Только потом исчезает связанный с ним традиционный пласт. Никак не наоборот. К примеру, никакое стремление приучить народности Гаити, Сантерии, Бразилии (то есть, потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Америку) к христианским традициям не смогло помешать развитию их собственных традиций в новых обстоятельствах и возникновению вуду.
Что касается примеров брачных традиций, приведенных в исходном посте - я могу откомментировать следующим образом.
Традиция гораздо менее эффективна, когда кто-то соблюдает ее в одиночку. Традиция - явление социокультурное. Поэтому сложно ожидать нормального применения традиции, когда, к примеру, невеста не разделяет культурного контекста жениха и не понимает, почему в процессе церемонии она должна встать перед ним на колени. Скорее всего, она полагает, что таким образом он самоутверждается за ее счет и стремится подчинить ее себе. Но (я не в курсе сюжета, делаю гипотезу), возможно, она должна встать на колени для того, чтобы он мог короновать ее праздничным венком и посадить рядом с собой. Жена, которая видит странность в том, чтобы вымыть ноги своему мужу, тоже недостаточно пустила в себя его (а теперь их общий) культурный контекст и не может расширить свое сознание до степени возникновения мысли "я мою ему ноги, это знак моего уважения и его признания того, что он, как ребенок, тоже иногда находится на моем полном попечении".
Если суммировать, сначала делится культурный контекст, и только затем может быть разделена традиция. Тогда она становится полезным, приятным и имеющим смысл действием.